Тема навеяна очередной находкой ув. Tartuga, а именно ложкой с вензелем. Предметы эти всегда красивы и загадочны. Принадлежность определить архисложно, к сожалению.
Для общего развития украду статью с одного форума .
Монограмма или вензель
Наверняка, многие из нас не раз сталкивались с прихотливо-переплетенными буквами, иногда богато украшенными самыми разнообразными рельефами и орнаментами. Зачастую, первое впечатление от таких знаков было завораживающим, а после того, как мы узнавали что эти хитросплетения на самом деле являются инициалами обладателя, это впечатление подкреплялось еще и возможной принадлежностью их владельца к старому, знатному роду. Вся эта непривычная для нас атрибутика моментально возводила её обладателя в ранг благородных людей, принадлежащих к высшему свету. Так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться
Для начала, нужно определиться с трактовкой и историей возникновения самого термина. Итак, монограмма — это один из самых старых в истории способов сокращенной записи имени, возникший в первых веках нашей эры. К примеру, её можно встретить на множестве медалей, принадлежавших еще эпохе правления римского императора Марка Траяна.
Этимология слова «монограмма» интересна, и иногда дает поводы к двоякой трактовке этого термина — оно составлено из двух греческих слов «один» и «буква». И здесь начинается самое интересное… Дело в том, что при составлении монограммы могут использоваться не только буквы, но и самые удивительные знаки и символы, иногда просто небольшие изображения (в том числе птиц, животных и т.д.). Такой способ подписи возник несколько позднее традиционных, классических монограмм, однако, исторически принято также относить его к монограмме. Разнообразие значков и символов, которые используются в монограммах, поражает.
В качестве небольшого исторического экскурса, приведем трактовку слова «монограмма» начала XX века из Большой Энциклопедии под редакцией С.Н. Южакова, от 1901 года (тринадцатый том, стр. 359):
Монограмма (греч.), собственно говоря, одна буква, а также фигура, состоящая изъ нѣсколькихъ переплетенныхъ между собой буквъ, представляющихъ какое-нибудь имя или извѣстную формулу. Такiя М. употреблялись при подписяхъ и печатяхъ. М. встрѣчаются также на старинныхъ монетахъ и медаляхъ. Впослѣдствiе ихъ употребляли художники, граверы и промышленники, выставляя М. на своихъ произведенiяхъ
В принципе, трактовка, казалось бы, однозначная, никакого явного подвоха нет, ясно отображено само предназначение монограммы (для тех, кто еще не понял, — заверить авторство в произведениях искусства и использование в качестве подписи), однако, часто встречается еще один вид представления инициалов — так называемый «вензель». В чем же разница между вензелем и монограммой?
Если очень по-простому, то вензель — это всего лишь изображение «сложной» монограммы, с использованием богатой растительной и геометрической орнаментики, часто сопровождающееся геральдическими мотивами, коронами, разнообразными воинскими атрибутами, и объединенное в одну композицию. Это можно считать примерным описанием вензеля, который уже сложно назвать монограммой. Но в такой трактовке есть и свои «подводные камни», о которых немного позже…
Многие из нас ошибочно полагают, что вензель отличается от монограммы лишь причудливостью переплетения букв. Это не совсем так. И здесь как раз можно наблюдать прекрасный пример двоякой трактовки этих терминов. Составление композиции для монограммы — это один из самых основополагающих факторов, влияющий на то, останется ли монограмма — монограммой, или её уже следует называть вензелем. Здесь сразу стоит оговорится, что по замысловатости композиции (в т. ч., использованной при переплетении инициалов) очень многие монограммы могут успешно соперничать с вензелями (такие экземпляры наиболее часто используются в типографском деле), однако, они по-прежнему остаются монограммами, а вот если добавить в композицию некоторые дополнительные элементы, то такую монограмму уже можно смело называть вензелем.
Единственной, и самой значительной трудностью, при использовании «сложной монограммы» в качестве заверяющей авторство подписи к работе, является неудобство (иногда кропотливость и масса времени) для частого её воспроизведения. Но это никак не переводит её в разряд вензелей. Именно поэтому, большинство авторов используют простые монограммы. Исключение здесь составляет только типографская продукция, где сложность набора монограммы не сказывается на времени и размере тиража.
В качестве дополнения к историческому взгляду на монограмму, представим и трактовку термина «вензель» согласно Большой Энциклопедии. Орфография и пунктуация полностью сохранены.
Вензель, соединенiе начальных буквъ собственныхъ именъ, изображаемое обыкновенно вязью (буквы часто прописныя) и украшаемое иногда короною, вѣнкомъ и т. п. В. бываетъ простымъ, когда буквы принадлежатъ имени одного только лица, и сложнымъ. В. государей часто состоитъ из начальныхъ буквъ имени и титула, также с цифрой, показывающей которому изъ одноименныхъ государей онъ принадлежитъ. В. государей изъ одной только начальной буквы имени, не считая цифры, называются вензелевыми изображенiями и жалуются въ знакъ милости, также помѣщаются на монетахъ (у насъ — мѣдныя деньги, финляндскiя и русскiя въ ½ и ¼ коп.) В. часто отождествляютъ съ монограммой и маркой.
Дополнения, комментарии, фотографии приветствуются.